• 28fd0e59

 

 

Регрессивный гипноз

и ложная память

 

 

 

1 23Поскольку в последние годы у некоторых людей проявляется всплеск интереса к прошлым жизням, то и наука не осталась в стороне от изучения этой темы.

Многочисленные клинические исследования не только рассматривали на достоверность содержание "воспоминаний" о прошлой жизни, но ещё изучали факторы, формирующие ложные воспоминания.

В клинических исследованиях использовали явление прошлой жизни, которое вызывали с помощью гипнотической регрессии. Те, кто упорно верит в перевоплощение души, утверждают, что люди могут гипнотически регрессировать назад, в предыдущие жизни (Вамбах, 1979). Однако, имеющиеся научные данные не подтверждают эту гипотезу и отмечают, что вместо "воспоминаний" о прошлой жизни клиенты под гипнозом создают фантазийные конструкции (Бакер, 1992; Спанос, Менери, Габора и др 1991; Уилсон, 1982). 

Эти конструкции из фантазий важны и могут пролить свет на проблемы клиента. Процессы, посредством которых люди приходят лечить свои фантазии в реальной жизни, отождествляя себя с прошлыми жизнями, во многом похожи на вторичную личность или изменённые личности пациентов с расстройством личности. Эти самости отображают настроения и личностные характеристики, которые отличаются от основного себя (от первичной личности). Эта личность наделена другим именем, которое отличается от имени первичной личности. Такие клиенты сообщают о воспоминаниях основной самости, о которой они прежде не знали. Так же, как у пациентов с расстройством множественной личности, эти клиенты отмечают, что их альтер тождественные личности реальные, а не самостоятельно воспроизводимые фантазии. Многие испытуемые, которые "помнят" прошлые жизни, по-прежнему верят в реальность прошлых жизней после прекращения гипнотического сеанса.

Если вы верите, что вы помните прошлую жизнь, это ещё не значит, что вы имели предыдущее воплощение и помните о нём.

По данным Кэмпмэна (1976), 41% высокогипнабельных субъектов сообщают о идентичности со своей прошлой жизнью и называли себя разными именами, когда им делались гипнотические внушения регрессировать в прошлое время, еще до их рождения. Kэмпмэн (1976) в своих исследованиях больше о заботился о мерах психологического здоровья участников эксперимента, чем о проверке содержания фантазий о прошлой жизни.

Часто тождественные личности прошлой жизни были довольно сложными: у них были свои собственные имена и часто они описывают свою жизнь в мельчайших подробностях.  

Социальная природа идентичностей прошлых жизней продемонстрировала, что характеристики, которые субъекты приписывали этим тождественным личностям, были подвержены влияниям ожиданий, передаваемых экспериментатором. Субъекты, получившие до гипноза информацию о характеристиках их личности (например, информацию о самобытности ожидаемой расы и пола) были гораздо более конкретны, чем те, кто не получил такую информацию, чтобы включить эти характеристики в описания их прошлых жизней.

Результаты исследования согласуются с научной идеей, что воспоминания - это реконструкция, где участники руководствуются действующей мотивацией и своими ожиданиями. Кроме того, результаты научных исследований показывают, что социальные факторы могут привести людей к созданию сценариев со сложными фантазиями и причисляют такие переживания к реальным воспоминаниям о реальных событиях. Во многих случаях некоторые элементы этих фантазий связаны с прошлым реальным опытом (из этой жизни) и личными воспоминаниями испытуемых. Например,  журналисты в свои истории о прошлых воплощениях часто включают информацию из своего профессионального и личного опыта реальной жизни или наполняют события и сюжеты других воплощений информацией, почерпнутой из книг или кинофильмов, чтобы создать свои идентичности прошлых воплощений. Интересно, что журналисты, пишущие репортажи об НЛО, могут рассказывать о том, что пережили похищения инопланетными цивилизациями и сочиняют сложные эпизоды паралича сна в прошлых жизнях. 

Несмотря на то, что элементы реальной жизни активно включены в "воспоминания" о прошлые воплощениях, где есть место НЛО и актов насилия инопланетян, такие картины являются, прежде всего, фантазийными конструкциями. Как правило, "воспоминания о других жизнях" организованы вокруг ожиданий, полученных из внешних источников, встроенных в системы убеждений, которые совпадают с их классификацией в качестве воспоминаний, и узаконены как воспоминания значимых других.

Личный опыт, который считают воспоминаниями о реальных событиях или фантазиях, может при некоторых обстоятельствах, давать меньше важных и точных характеристик, присущих этому опыту, чем работа с внутренним контекстом (т.е., поддержание структуры убеждений), в который они вставлены и внешний контекст (т.е., социальной легитимации), в котором они будут проверены (Джонсон, 1988).  

Мой многолетний опыт в гипнотерапии показывает, что несмотря на то, что все клиенты, желающие пройти регрессивный гипноз, имеют возможность разрешить свою проблему с помощью клинического гипноза, оставаясь в этой жизни, зачастую они отклоняют эту возможность и продолжают поиски регрессивного гипнотерапевта, сохраняя проблему.

Это напоминает мне историю про мужчину, который тонет в океане. Он взмолился, чтобы Господь не дал ему утонуть. И вдруг рядом проплывает корабль, куда готовы поднять тонущего, но он отказывается, ожидая, что Бог лично протянет ему свою заботливую руку. Потом этот мужчина отклонил ещё 2 возможности быть спасённым на разных лодках. И когда он утонул и встретил Бога под водой или на небесах, он с недоумением спросил его о том, как же он допустил его гибель в морской пучине, если он всем сердцем молился и верил. На что господь сказал ему: «Я трижды протягивал тебе руку помощи».

Диссоциативные расстройства характеризуются трудностями в интеграции памяти и / или идентичности. Обычно это проявляется амнезией и либо развитием альтернативных идентичностей, либо отчуждением от собственной идентичности. Считается, что спонтанные и самогенерируемые диссоциативные состояния и явления, имеющие много общего с теми, которые могут быть вызваны гипнозом, играют важную роль в их развитии, симптоматике и закреплении. Медицинский гетерогипноз предлагает мощный инструмент для восстановления функциональной непрерывности памяти и идентичности во многих таких случаях.  

Милтон Х. Эриксон рассматривал множественности личностей не обязательно как патологические, а как потенциально ресурсные. Он использовал гипноз, чтобы получить доступ к этим личностям и преобразовать поведение пациента от непроизвольного к добровольным, управляемым действиям. Гипноз и естественные трансовые терапии в других культурах предлагают новую перспективу для оценки нормальности или патологии "других личностей". И вместо неполезного и развлекательного гипнотического путешествия по прошлым жизням использовать гипноз для интеграции, объединения этих частей.

Гипноз полезно использовать не для путешествий в другие жизни, а для объединения частей личности, для восстановления собственной целостности.

На мой взгляд, не так важно, есть ли у вас другие жизни, важно умеете ли вы проживать эту жизнь и ценить её. Удобно ли вам с собой, с вашим окружением и миром? И, если что-то вам хочется улучшить, изменить, укрепить, то именно в этой жизни уже есть решение всех ваших актуальных неудобств и того, что корнями уходит в далёкое прошлое, где вы связаны с предками семейным сценарием. И сегодня терапия предлагает элегантные, экологичные, эффективные методы повысить качество жизни.

В том времени, где вы увидели свою проблему (а вы увидели её из этого воплощения), в этом времени она и решается.

Я желаю вам чувствовать тесную связанность с сегодняшним днём, прочно стоять на Земле, чувствуя свою силу. Именно здесь и сейчас вы можете черпать энергию для прекрасных преображений своей жизни.

Интересный экперимент описан в журнале Американский клинический гипноз. Клиническое исследование рассматривало показания свидетеля-женщины, возможной подозреваемой, участвующей в двойном убийстве. Во время гипнотической регрессии в прошлое, к моменту убийства к ней был прикреплен полиграфический аппарат (детектор лжи). Дополнительно использовались пальцевые идеомоторные сигналы для ответа на вопросы экспертов, которые были эквивалентны ответам полиграфа. 
Выводы показали, что надежность памяти про события этой жизни в регрессивном гипнозе считается сомнительной. Что же говорить прособытия прошлых жизней, существование которых также пока не подтверждено научно.

Литература:

Mutter CB. Regressive hypnosis and the polygraph: a case study. Am J Clin Hypn. 1979 Jul;22(1):47-50.


 Другие статьи по теме: