• 28fd0e59

 

 

Сила слова в воспитании и обучении.

 

Часть 2

 

 

45411Умение общаться является важным ресурсом в жизни любого человека и обеспечивает лучшие результаты в любой сфере жизни: воспитании, обучении, любви, дружбе и бизнесе.

Не редко, когда комментарий является поводом для продолжения темы. Так было и на этот раз. Порой учитель или родитель искренне верит, что нет ничего плохого, чтобы сказать ребенку, что он пишет, «как курица лапой» или у него слух не достаточно музыкальный, как будто «медведь на ухо наступил». Это же устойчивые выражения, в них нет ничего оскорбительного».


Я согласна с тем, что есть устойчивые выражения. В одном фильме была фраза про то, что «для чего эта дорога, если она не ведёт к храму?» Если перефразировать, то для чего это устойчивое выражение, если оно не ведёт к цели?

Все устойчивые выражения можно рассматривать как полезные, нейтральные или токсичные.

И в примере про то, что ребёнок пишет, «как курица лапой», можно увидеть неэффективный приём коммуникации, потому что эта фраза не помогает ребёнку писать ровнее, аккуратнее, грамотнее.

Кроме того, я ничего не знаю, было оскорбительно ли это слышать тем детям, к кому эти устойчивые выражения адресованы.

Одна моя знакомая, когда была молодой мамой, любила повторять, что если ребенку постоянно говорить, что он свинья, то он непременно захрюкает. Конечно, это метафора. Однако этот образ очень точно описывает причины и следствия в отношениях между взрослым и ребенком и делает учителя или родителя ответственным за результаты и процессы обучения и воспитания ребёнка. 

К сожалению, не многие люди придают значение силе слова и используют свою речь зачастую как попало. Ещё менее внимательны, когда общение происходит между взрослым и ребёнком.

Правило номер 1: обеспечьте безопасность и комфорт ребенка

В нашей культуре многие уверены, что чем строже быть с ребенком, тем быстрее это стимулирует его к лучшим результатам. К сожалению, страх для ребенка – плохой мотиватор. Как правило, за такими заявлениями взрослых скрывается отсутствие важных навыков. Хорошая новость состоит в том, что и взрослые могут научиться тому, чего не умели прежде, конечно, при условии, что у них есть для этого желание.

Мне вспоминается старый научный эксперимент, когда в школу пришёл новый педагог и ему дали класс с ужасной успеваемостью. Учитель начал активно хвалить всех, но особенно двоечников, а через некоторое время успеваемость резко выросла. Помните про это.

Я бы сказала, что процесс общения состоит из 2 основных фаз:

  • мои слова, произнесенные вслух
  • реакция собеседника на мои слова.

Имеем ли мы развитую способность слышать слова, которые сами произносим, и видеть то, как наши слова отзываются у собеседника? Любой опытный психолог или психотерапевт скажет, что взрослый клиент редко себя слышит, а ещё реже умеет оформить свою мысль и донести её другому. Поэтому учитесь быть внимательными к своей речи: предложениям и интонациям.

И, чем более маленький собеседник перед нами, тем трепетнее и тщательнее имеет смысл выбирать слова и строить фразы.

Всё, что мы говорим кому-то – это всегда внушения: положительные или отрицательные.

Первые создают, окрыляют, мотивируют, усиливают какие-то важные качества, открывают доступ к ресурсам, делая сильнее и спокойнее, в то время, как вторые могут быть токсичными для собеседника и снизить уверенность, усилить тревожность, ослабить.

Предлагаю посмотреть на примеры.

Допустим, ваш ребёнок или ученик что-то написал небрежно, неаккуратно и вам это совсем не нравится.

Типичные фразы которые можно услышать в подобных случаях:

  • «пишешь как курица лапой»
  • «кто так пишет?»
  • «Неужели ты не можешь писать так же красиво, как Настя?»
  • «Только лентяи и двоечники так пишут»
  • «у тебя руки - крюки» и т.д.

Я не буду продолжать этот печальный список. К сожалению, многие взрослые овладели этими фразами и широко их применяют. Вот только они не работают. Такие устойчивые выражения можно отнести к неэффективным коммуникациям.

Что делает родитель или учитель в данных примерах?

Можно увидеть, что взрослый использует оценочные суждения и сравнения. Помогает ли это ребёнку увидеть, что делать дальше, как писать лучше? Конечно, нет.

Однако любой взрослый человек, умеющий думать, воспринимает воспитание и образование как процесс научения. Часто длительный, непростой, трудоёмкий. И на этом пути вполне естественно ребёнку чего-то не уметь. Если бы школьник всё умел, можно было бы и в школу не ходить. Но младший возраст – это возраст познания мира, себя и развития своих возможностей. И задача взрослого состоит совсем не в том, чтобы оценивать, сравнивать, показывать своё недовольство, а в том, чтобы сопровождать маленького ребенка в процессе научения, поддерживать и направлять внимание.

Конечно,  мы на каждом шагу можем увидеть, что взрослому не просто в этой ситуации. Родитель, воспитатель или учитель не всегда владеет навыками эффективного общения. И этим усложняет свою профессиональную деятельность и успеваемость учащихся. А между тем, этот процесс познания и обучения можно сделать очень творческим. Родителям и учителям тоже зачастую есть что открывать внутри себя, чему учиться. Например, можно использовать свои навыки и способности более эффективно и творчески.

Зачастую люди не уделяют внимания деталям коммуникации. Многим кажется, что достаточно донести смысл идеи. Однако далеко не все видят разницу между выражениями «я хочу перестать болеть» и «я хочу чувствовать себя здоровым». Дьявол в деталях. И важно их увидеть.

Фразу: «Ты пишешь криво» можно переформулировать. И тут на помощь приходит

правило номер 2: используйте положительные формулировки

Например:

  • ты можешь писать ровно и аккуратно.
  • Ты способный, можешь лучше, сделай ещё
  • видишь, некоторые слова и буквы у тебя удались,
  • у тебя уже многое получается хорошо, молодец.

Нас не учат многим важным вещам, а это значит, что этот пробел можно самостоятельно восполнить. Важно помнить, что взрослый сильнее, умнее, прозлрливее, опытнее, а значит, он ведёт за собой ребёнка вперед, направляя процесс обучения на всех этапах пути. А траектория простая, всё как в задачке, где школьник вышел из точки «А», где он не умеет писать (читать, чистить зубы, завязывать шнурки) и движется в точку «Б», где он грамотно и аккуратно пишет.

Правило номер 3: учитесь мыслить и говорить в категориях цели.

Важно помнить, что когда есть проблема, то всегда есть и цель. А коль так, то и внимание ребенка важно переключить с проблемного поведения на цель. А она простая и понятная: ты можешь это сделать, человек всё может.

И для этого существуют многочисленные волшебные фразы:

  • Ты можешь писать лучше
  • У тебя отлично получается, когда ты внимателен,
  • У тебя уже получается всё лучше и лучше,
  • Ты хорошо пишешь, когда твой локоть имеет прочную опору,
  • С помощью тренировки ты сможешь писать лучше,
  • Если ты больше времени уделишь этому занятию, то увидишь, что результат тебя порадует.

Однако кроме смысла. важно точно оформить фразу. Тут тоже не всё так просто. Порой человек использует такие сложно-сочинённые предложения, что смысл размывается и теряется в лабиринтах слов. Поэтому говорите просто и коротко, как в телеграмме. Так ребенку будет легче вас понять. Наш мозг хорошо реагирует на короткие фразы из 5-7 слов. Поэтому, для того чтобы собрать мысль, подходит

правило номер 4: Формулируем идею лаконично.

  • Будь внимателен,
  • Дыши спокойно и ровно,
  • Позаботься об удобстве позы
  • Ты можешь больше
  • Я с тобой
  • Я в тебя верю
  • У тебя всё получится
  • И я так писал, а потом научился
  • Я могу тебе помочь?

И ещё важно то, что взрослому легче видеть детали и анализировать. Поэтому можно посмотреть внимательно на старания ребёнка. Они не всегда однородны. Зачастую можно увидеть, что есть фрагменты, где буквы красивее, исправлений меньше и строчки ровнее. Обратите внимание ребёнка на эти удачные части его работы. Отметьте его старания. И тут пригодится 

правило номер 5: Обратите внимание на удачные фрагменты и похвалите ребёнка.

  • смотри, как тут у тебя здорово получилось
  • видишь, как ты красиво пишешь здесь и здесь
  • какой ты молодец

В общении все детали важны. И если у вас сегодня нет развитой способности эффективно общаться, помните, что этот навык тренируемый и вы можете его достаточно быстро его развить.

Эффективным общением я в этой статье будут называть такие стратегии коммуникации, которые достигают своей цели. И если не приводят немедленно к результату, то позволяют продвигаться к своей цели.

Помните, что если вам не нравится результат, вы можете творчески изменить процесс. У вас всё получится. Просто тренируйтесь.