Некоторые факты о гипнозе

 

 

1 238В настоящее время клиницисты  могут опираться на следующую информацию, полученную опытным путем, чтобы поделиться ею с пациентам и двигаться вместе с ними к принятию совместного решения, использовать ли гипноз в психотерапии:

  • Одно из самых удивительных открытий, сделанных исследователями гипноза, заключается в следующем — все, что можно ис­пытать под гипнозом, можно испытать и без него (Т.Х. Barber, 1969; Hilgard, 1965). И наоборот, все, что можно сделать без гипноза, можно сде­лать и в условиях гипноза.
  • Гипноз — это состояние отличающееся от сна (Banyai, 1991).
  • Во время гипноза участники сохраняют способность управлять своим поведением, отказываться реагировать на внушения  и даже сопротивляться внушениям  (Lynn, Rhue, & Weekes, 1990).
  • Гипноз — это безопасная процедура, если она осуществляется  компетентными клиницистами и исследователями ( Lynn, Martin, & Frauman, 1996).
  • Способность испытывать гипнотические явления не указывает на легковерие или слабость пациента (Barber, 1969).
  • Большинство  участников  гипнотических  экспериментов описывают свой опыт не как транс, а как сосредоточение внимания на внушаемых событиях (McConkey, 1986).
  • Ответ на гипноз больше зависит от способностей, уста­новок и ожиданий пациента, чем от навыка гипнотизера. (Lynn et al., 1987) 
  • На внушения можно реагировать с помощью гипноза или без гипноза, а функция формального наведения прежде всего состоит в том, чтобы немного усилить внушаемость (Т. X. Barber, 1969; Hilgard, 1965).
  • Самые разнообразные гипнотические наведения могут быть эффективными (например, наведение, которое направлено на состояние готовности действовать, может быть столь же эффективым, как наведение, вызывающее физическое расслабление; (Banyai, 1991).
  • Прямые, традиционно сформулированные гипнотические техники оказываются столь же эффективными, как и разрешающие,  с открытым концом, косвенные внушения (Lynn, Neufeld, & Mare, 1993).
  • Любое поведение или переживание, возникающие в гипнозе, могут быть также вызваны с помощью внушений, которые  даются без предшествующего гипнотического наведения ( Kirsch, 1997). 
  • Один из самых ценных уроков — это обращение к физиологии. Практики гипноза раз­говаривают с телом. Понимая, что тело способно ответить, они вну­шают человеку: «Твое кровообращение может измениться. Твои бо­родавки могут исчезнуть. Твои дыхательные пути могут раскрыть­ся». К сожалению, такое искусство, как разговор с физиологией, стало исчезать, хотя именно к нему-то и следует больше обращать­ся клиницистам. (Дж. Зейг)
  • Гипноз не  увеличивает достоверности  воспоминаний (Lynn, Lock, Myers, & Payne, 1997) и не способствует буквальному  повторному переживанию событий детства (Nash, 1987).
  • Спонтанная амнезия относительно редка (Simon & Salzberg, 1985). Ее можно предотвратить, если сообщить пациентам,  что они смогут вспомнить все, что им будет комфортно вспомнать. 
  • "Не было такой физиологической функции (частота пульса и дыхания, состав крови, мочи и желудочного сока, водный обмен, кожная реакция на внушённый ожог), которую нельзя было бы изменить внушённым словом." (К. И. Платонов)
  • Гипноз — это создание особого психического состояния, позволяющего субъектам реорганизовать свою внутреннюю психологическую структуру таким образом, который будет в наибольшей мере соответствовать его индивидуально неповторимому опыту. (Милтон Эриксон)  
  • Суть внушения не в том, что говорит терапевт, а в том, что пациент делает со сказанным. (Erickson & Rossi) 
  • Гипнотерапия –это процесс обучения пациента, точнее, его переучивания.(М. Эриксон)
  • Гипнотерапия может изменить экспрессию генов и пластичность мозга за 1 сеанс. (Э.Росси)
  • Психотерапевтический транс – это максимальное сосредоточение внимания для достижения целей пациента. (М.Эриксон)
  • Гипнотический транс - это состояние научения высочайшего уровня. (С. Гиллиген)
  • Действительно эффективные результаты в гипнотерапии возникают только при условии активности самого пациента. (М.Эриксон)