• 28fd0e59

 

 

 

 Гипноз в лечении авиафобии

 

 

1 987Авиафобия и страх перед полетом, является весьма распространенной ситуационной специфической фобией. Исследования показали, что от 2,5% до 40,0%  населения переживают тревогу разной интенсивности, связанную с полётами на самолетах. Лица с авиафобией испытывают ряд опасений относительно опыта перелётов и переживают значительное беспокойство во время полета. Авиафобии часто приводят к формированию полного избегания полётов или их ограничению до минимума, что может оказывать негативное влияние на семейную, социальную и профессиональную жизнь человека.

Несколько исследований, которые изучали, как авиафобия формируется, дали противоречивые результаты. Предполагалось, что классическое обусловливание играет определенную роль в приобретении авиафобии посредством участия в научении  путем наблюдения и подражания, информационном воздействии через средства массовой информации и переживании стрессовых жизненных событий во время возникновения фобии.

Многие люди сталкиваются с пугающими ситуациями во время полета, однако не у всех развивается авиа фобия. Информационное воздействие через негативные сообщения в СМИ, вероятно, способствуют развитию авиафобии (Schindler B, Vriends N, Margraf J, Stieglitz RD.. 2016)   

Страх полета связан с оценкой как внутренних, так и внешних источников угроз. Оценка внешней опасности перелётов, как правило, связана с негативными событиями в прошлом (например, неисправность самолета, попадание в зону турбулентности или воздушные ямы). Внутренние страхи, как правило, связанны с предполагаемыми последствиями тревожных ощущений (например, потеря контроля). Субъективную оценку перелётов можно представить как иррациональную, потому что объективная опасность имеет относительно низкую вероятность риска авиакатастрофы, по сравнению с другими видами транспорта и другими видами повседневной деятельности. И важно помнить, что самолёты - самый безопасный способ передвижения.

Клиент переживает чрезмерные опасения по поводу внешней неминуемой угрозы в небе, связанной с негативным исходом полёта. Конечно, эти риски преувеличенные и надуманные.

Определение механизмов, которые приводят к фобии и поддерживают её, завышение рисков угрозы перелётов, могут способствовать лучшему пониманию авиафобии и видению того, как лучше лечить эту общую проблему.

Специфическая авиафобия является наиболее распространенной и поддающейся лечению среди тревожных расстройств. Доступные эмпирически проверенные протоколы обещают быстрые и эффективные результаты исцеления. Зачастую, однако, пациенты неохотно соблюдают режим терапии, увеличивая риск неудачи лечения. Кроме того, в клинической практике у пациентов часто присутствуют множественные фобии и другие нарушения, которые могут еще больше осложнить терапию. Современная гипнотерапия уделяет внимание следующим важным аспектам:

  • управлению резистентностью к лечению,
  • сокращению продолжительности лечения,
  • разъяснению оптимального применения релаксационной тренировки,  
  • применению достижений когнитивной нейронауки.

Существует ряд терапевтических подходов, но ни один не считается общепринятым золотым стандартом. Встречаются авиафобии, которые не соответствуют традиционным методам лечения, включая фармакотерапию, систематическую десенсибилизацию и когнитивную поведенческую терапию. В сложных случаях успешное лечение авиафобии достигалось с использованием гипноза в качестве основного метода, дополненного другими подходами. 

Интересный клинический эксперимент провели в Стэндфордском Университете, где осуществляли систематическое наблюдении за 178 пациентами, страдающими авиафобией. Все они прошли одну 45-минутную сессию, включающую гипноз и стратегию реструктуризации проблем. 158 (89%) пациентов прошли полное анкетирование в течение 6, 10 и 18 месяцев после лечения. Результаты показали, что гипнабельные пациенты более чем в два с половиной раза чаще сообщают о положительном воздействии лечения, чем те, кто был признан негипнабельным и слабо откликался на гипнотическую индукцию. Кроме того, было установлено, что предыдущие опыты пациентов, обращавшихся на психотерапию, были значительно связаны с результатами лечения (Spiegel D, Maruffi B, Frischholz EJ, Spiegel H. 2015).

Клинические исследования показали, что пациенты с фобией в среднем более гипнотизируемы, чем те, у кого фобии не отмечены. Сущность фобического опыта похожа на сущность гипноза, и фобический опыт может быть спонтанно возникающим трансоподобным или диссоциативным опытом. Эта диссоциация рассматривается как неадекватный механизм защиты от беспокойства, грусти или ярости. Помимо того, что пациент во время лечения может разработать психодинамическое понимание симптомов, терапевт использует гипноз и самогипноз, чтобы помочь пациенту, узнать больше о его диссоциативной способности, ознакомиться с этим механизмом и научиться контролировать его. Такой комплексный подход предлагает клиенту способы управлять изменением его функционирования. 

Групповая десенситизация и аутогипнотическая подготовка (самогипноз) в течение шести недель при авиафобии приводят к очень значительному уменьшению страха, как показывают клинические исследования, а ожидание успеха от терапии положительно коррелирует с уменьшением страха.

Эффективной показала себя при лечении авиафобии и терапия из трёх сеансов гипнотических техник Эриксона. Лечение состоит из описания и визуализации клиентом под гипнозом будущего успешного полета, обучения методам постгипноза для самоуправления и индукции сна.

Можно ли назвать точное количество  гипнотических сеансов в терапии авиафобии для всех клиентов? К сожалению, это не возможно в силу уникальности каждого человека. Психотерапия авиафобии для разных клиентов может отличаться как количеством сеансов, так и их гипнотическим качеством. В сложных случаях эффективное лечение авиафобии достигается с помощью мультимодальной терапии. 

Сегодня клинически подтверждено, что гипноз приводит клиентов к успешному полёту при  меньшем количестве сеансов, чем методы поведенческой терапии. (Deyoub PL, Epstein SJ.1977)

Счастливых Вам авиаперелётов на самом безопасном виде транспорта!


Другие статьи по теме: